Мы все учились понемногу…

education1Как-то, вспоминая свою жизнь, я подивился тому, как много времени в ней занимала всевозможная учеба и как мало знаний от нее осталось.

Почему так?

По сути, мы учимся всю жизнь. Постоянно почерпываем  какие-то знания из себя и окружающей действительности.  Иногда это происходит сознательно, целенаправленно, иногда незаметно для нас самих.

Как поется в известной песне Владимира Высоцкого: «Жизнь подскажет, жизнь научит…».

Однако, порассуждать хотелось бы не о том, чему учит жизнь, а о том чему нас учат или чему мы учимся сами.

Какие выводы я сделал (или пытаюсь сделать) из своего  довольно богатого жизненного опыта, включающего школу, институт, различные курсы, тренинги и т.д?А также, какие-то моменты самообучения.

Главный вывод — мы изучаем очень много ненужного, того, что большинству никогда не пригодится, что очень быстро стирается из памяти, хотя и требует больших усилий для освоения

Особенно много, ненужных, как оказалось, вещей я изучал в школе. Взять ту же ботанику или биологию с ее пестиками-тычинками, хромосомами  или, скажем, химию или географию. С литературой вообще отдельная песня. Я, например, в свое время увлекался Достоевским. Прочитал все, что мог найти, кроме Преступления и наказания. Почему? Просто потому, что его изучали в школе. Там я его так и не прочел, а потом не смог преодолеть отвращения к тому, что заставляли изучать из-под палки и анализировать с точки зрения каких-то непонятных мне принципов.

Да, в общем-то, то, что реально осталось после школы — это умение читать, писать и считать. Ну, у меня еще английский в какой-то степени. Но это не типично, поскольку у подавляющего большинства после обычной (не специальной) школы никаких знаний иностранных языков не остается.

Можно, конечно, возразить, что, мол, больше знаний лучше, чем меньше, и что-то, все же, останется, а в нужный момент, может, даже, и всплывет в памяти. Опять же, не угадаешь, что кому понадобится после школы, а, следовательно, всем надо учить все.

Это было бы верно, если бы, не тот очевидный факт, что, как бы много предметов не преподавали в школе, все равно это ничтожная часть имеющихся в мире знаний. И непонятно, по какому принципу эта часть была выбрана. У меня, по крайней мере, нет ощущения, что это наиболее полезная часть.

Если бы это, хотя бы, были действительно знания, пусть и не особо полезные. Беда в том, что львиная  доля  затраченных времени и усилий, ничего после себя не оставляет, так как через несколько дней после сдачи экзамена или чего-то вроде этого, начисто вылетает из головы.

Не знаю, какие умники составляют образовательные программы. Мне лично, их неэффективность кажется очевидной.

Хотя, оговорюсь. Я не рассматриваю процесс образования или получения знаний в целом, как способ массовой подготовки подходящих для государства членов общества.

Интересует он меня исключительно со своей колокольни, с точки зрения меня самого, моих детей и внуков, обеспечения их наиболее комфортного существования в этом несовершенном мире.

Также, я не имею в виду, что надо ребенка научить элементарной грамоте и умению выполнять четыре арифметических действия, а на остальное полностью забить.

Нет, вполне возможно, что количество предметов, изучаемых в школе, надо даже увеличить. Но в большинстве своем перейти от  изучения к ознакомлению. Особенно, учитывая, какие для  этого сейчас имеются технические возможности.

Например, вместо многих нудных часов на уроке и зубрежки дома, о многих предметах можно было бы просто рассказать — для чего применяется та или иная область знаний, и из каких элементов она состоит, показать познавательный фильм или что-то в этом роде.

Кстати, насчет «нудных». Часто говорят, что один учитель умеет пробуждать интерес к предмету у детей, а другой просто формально дает программу. Выходит, такой параметр как «уровень увлекательности» при создании педагогических методик, не рассматривается, а зависит исключительно от личности преподавателя?

Еще отмечу, что я реалист и понимаю, в нашем, полном условностей, мире, многие вещи являются просто ритуалом. Так что, многое надо учить лишь «для галочки»чтобы получить аттестат, диплом и т.д. Главное, как это сделать без лишних усилий и напрягов.

В целом, то, чему мы учимся, я бы поделил на:

Знания, навыки, умения, понимание, отношение.

Каждый раздел, соответственно, достигается:

Изучением, ознакомлением, тренировками

Знания — то, что есть у нас в голове и чем мы можем в той или иной степени пользоваться

Навыки — то, что вырабатывается практикой, тренировками. Как правило, входят в привычку.

Умения — нечто среднее между знаниями и навыками. То есть, мы что-то знаем о предмете изучения и имеем какую-то практику использования этих знаний. К примеру, управлять машиной умеет и только что закончивший курсы вождения и шофер с многолетним стажем. Можно сказать, что у них одинаковое умение, но разные навыки.

Понимание — в моем представлении (очень условно, конечно),  — это когда мы знаем что нужно делать, но не знаем как. Например, чтобы решить какие-то задачи на компьютере, необходимо использовать те или иные программы. Мы знаем, что за программы, может, даже знаем, каким образом их применять, но самих программ не знаем, не умеем ими пользоваться.

Еще, я бы, пожалуй, разделил образование на интеллектуальное, физическое, эстетическое и психологическое.

— интеллектуальное — получение знаний и умений.

— физическое — умение владеть своим телом, поддержание здоровья, способность быстро отдыхать, восстанавливать силы и т .д.

— эстетическое — развитие способностей чувствовать прекрасное, уметь наслаждаться природой, картинами, музыкой и т.д.

— психологическое — чаще используется понятие «воспитание». Здесь много аспектов.

— выработка отношения.

Вкратце, основную задачу обучения, самообучения, воспитания и т.д. я бы для себя сформулировал примерно так: «Достижение максимальной гармонии с внешним и внутренним миром »

При этом я не имею в виду, что надо наплевать на понятия морали, нравственности, добра, справедливости и т.д. Я совершенно согласен с изречением Л.Толстого, что злые люди не бывают счастливы. Нехорошие чувства и эмоции, направленные на окружающих неминуемо делают таким же злым и мрачным и собственный внутренний мир. А это, все же, наш основной мир. Именно в нем мы живем.

Итак, как я себе представляю образование?

В первую очередь, его надо рассматривать как познание мира — по принципу «Век живи — век учись».

Наиболее эффективно овладение знаниями и навыками происходит, когда рассматриваешь этот процесс как процесс самообучение. Всякие школы, институты, курсы и тренинги —  лишь инструменты, помогающие в этом процессе. То есть, очень  важно научиться получать необходимые знания самостоятельно.

Необходимо четко понимать что и для чего нужно. Во-первых, при этом все быстрее и легче усваивается, а во-вторых проще определить что и в каком обьеме надо изучать.

Еще очень важный момент. Значительно лучше осваивается то, что интересно. Возможно есть методики повышения интереса к тому, чем приходится заниматься?

Все это достаточно очевидно применительно к взрослым, которые сознательно пытаются получить то, что хотят, хотя и не всегда эффективно. Опять же, каждому нужно свое, поэтому универсальные методы описать трудно.

С детьми все сложнее.

Мало какой ребенок понимает, что ему реально нужно и готов стремиться к этому. Поэтому все эти важные и ответственные задачи ложатся на родителей.

Как я уже упоминал выше, как мне кажется, ребенок после окончания школы должен быть не столько напичкан знаниями, сколько готовым получать их любым способом, неважно, самостоятельно или нет.

Прежде всего овладевать надо не знаниями, а навыками. Процесс обучения в большой степени следует рассматривать как тренинг.

И чему же должен научиться человек перед вступлением в большую жизнь?

Ну, естественно, в первую очередь,  элементарной грамотности, умению читать, писать и считать.

Затем, учитывая современные реалии, навыки работы с компьютером, элементы программирования и т.п.

Навыкам работы с информацией, включающим поиск информации, умение конспектировать и т.д.

Ораторскому искусству, то есть, умению выражать свои мысли, в том числе выступая перед аудиторией. Это можно рассматривать как часть психологической подготовки, то есть, умение не смущаться, чувствовать себя свободно, даже когда выступаешь перед множеством людей.

Умению выражать свои мысли в письменной форме. Мне кажется, это должно отличаться от современных уроков литературы и русского языка. Может, надо ребенка просто приучить писать дневник или что-то в этом роде.

Скорочтению, умению быстро усваивать большое количество информации.

Иностранным языкам. Почему-то в наших обычных школах к ним традиционно относятся плохо. Хотя понятно, что без них в современном мире обойтись трудно.

Физкультуре. Как мне кажется, давно пора отказаться от всевозможных, пробежек на время, подтягиваний на количество раз, прыжков на заданное количество метров и прочих норм. Недаром физкультура пользуется заслуженной нелюбовью учеников, и каждый пытается прогулять ее под любым предлогом. Я считаю, что вообще, элементы состязательности надо исключить. Зачем давать кому-то чувствовать себя лучше или хуже других?

Физкультура, думаю, должна стать неотъемлемой частью повседневной жизни. Есть же упражнения для отдыха, расслабления или, наоборот, встряски, пробуждения, которые можно выполнять по нескольку минут где угодно, а не только в спортивном зале.

Психологической подготовке. Не знаю, в какой форме она должна проводиться , но уверен, что умение управлять собой необходимо вырабатывать с раннего детства.

Очень важно обучение которое я бы назвал «отношение». Отношение к себе, окружающему миру, обществу, Вселенной и т.д. В какой-то степени этим занимается религиозное воспитание. Может, это оптимальный вариант, но лично мне больше импонирует нечто типа теософии. Или, скажем, элементы Раджа-Йоги, где одним из основных является упражнение, направленное на осознание своего «Я», понимания его вечности, неуязвимости и могущества. Такие занятия позволят человеку ощущать живущим себя в вечности и бесконечности, а не только в этот короткий миг в этом мире.

Остальные предметы, которые сейчас изучают в учебных заведениях, также должны входить в программу, но на уровне общего ознакомления, взаимосвязи друг с другом, понимания их места, значения, важности и т.д.

Чтобы человек мог понять, выбрать, чем бы хотел заниматься в жизни и сконцентрироваться на данном предмете.

Наверное есть еще много аспектов возможного обучения, связанных с развитием различных паранормальных способностей, но говорить о них не буду, поскольку имею о них слишком поверхностное представление.

Не знаю, несколько я прав в своих рассуждениях. Это не научный анализ и не утверждение.

Просто некая форма сожаления по несбывшимся мечтам и неудавшимся сверешниямJ

Не знаю, есть ли учебные заведения, действующие по описанным принципам. Возможно эти принципы хороши для отдельной личности, но вредны для государства.

Возможно такие подходы нельзя реализовать в массовом масштабе, и воспользоваться ими с пользой для себя может лишь тот, кто способен на это.

В любом случае их полезно иметь в виду, а может, обьяснить детям, пока они еще маленькие, с тем, чтобы они росли более свободными, меньше прислушивались к чужому мнению, более самостоятельно и уверенно выбирали свой жизненный путь.

Откровенно говоря, коснувшись данной темы, я не осознавал ее необьятности и сложности. Даже, чтобы просто сказать пару слов по поводу того, что мне кажется нужным и интересным, потребовалось бы написать целую книгу.

Мы все учились понемногу…: 2 комментария

  1. А мозги развивать кто будет? Высшее образование необходимо любому человеку, живущему в современном обществе, даже дворнику, т.к. и он на выборы ходит. Просто — чтобы лучше понимать происходящее, уметь составить собственное мнение и не попасть под воздействие манипуляторов. Что уж говорить о школе? Просто рассказать, показать фильм недостаточно — отсюда ученик как раз ничего и не вынесет. Собрать гербарий, решить задачку и т.п. — не цель в образовании. Целью является создание у ученика целостного представления о мире, воспитание умения решать разнообразные проблемы и т.д.
    Много можно по этому поводу сказать.

  2. Речь вовсе не идет о том, чтобы заменить занятия в школе или институте просмотром фильмов или поверхностными рассказами.
    Совсем наоборот. Более глубоко, до появления автоматизма, изучать то, что действительно необходимо. Со всем остальным, в основном, просто знакомить. Ну, и факультативы. Чтобы каждый мог более тщательно изучать то, что ему нравится.
    А то, почему-то, очень много развитых людей с высшим образованием даже писать без ошибок не могут.
    Учитывая недоступный воображению обьем информации в современном мире, одна из самых важных задач образования — отделить главное от второстепенного с точки зрения необходимости человеку в его жизни.
    Поэтому значительно важнее научить человека умению работать с информацией, выработать навыки позиционирования себя в обществе, элементы ораторского искусства и т.д., чем заставлять его зубрить подробности про хромосомы или про то, что автор хотел сказать в том или ином произведении.

Добавить комментарий для Евгений Отменить ответ