В замечательном романе Дугласа Адамса «Путеводитель автостопом по Галактике» есть фраза о том, что одной из наиболее рейтинговых книг, выпущенных каким-то крупным межгалактическим издательством, является трилогия о Боге. Одна из книг этой трилогии называлась, типа, » А кто, собственно, такой Бог?»
Мне тоже почему-то захотелось порассуждать на тему «Кто такой Бог». А почему, интересно, такой? Может, такая или такое или такие?
Если подумать, довольно странно наделять высшее существо, единственное в своем роде, сексуальными признаками.
Правда в описательной части религии, по крайней мере, христианской, есть понятие «по образу и подобию» (см. пост по этой теме).
То есть, получается, Бог — тот же человек, только круче, так сказать, «в танке».
Похоже, человеческое воображение, даже в своем стремлении к совершенству, даже Всевышнего не способно избавить от своих недостатков и пороков. Разница между человеком и Богом, получается, в основном, лишь в большей власти и могуществе последнего.
Почему, будучи наимудрейшим и всемилостивейшим, кротким и добрым, Господь требует от человека соблюдения всевозможных условностей и обрядов, грозит геенной огненной и Страшным судом? Причем, часто, не за особо серьезные проступки с точки зрения человеческой морали и юриспруденции? Требует от человека (если верить церкви) всевозможных деяний «во славу свою»?
Почему мы называем себя рабами божьими? Ведь раб — это подневольный работник, за бесплатно работающий на хозяина.
Бог — самая большая виртуальная реальность. Никто его не видел, но влияние его на жизнь нас всех огромно.
В книге Karen Armstrong «The Battle for God» утверждается, что технологические успехи Западной цивилизации во многом определяются Богом, которого она выбрала.
Понятия, связывающие нас с Богом включают в себя:
— Веру;
— Религию;
— Религиозность;
— Церковь.
На первый взгляд они одинаковы или, по крайней мере, очень близки друг другу.
Однако, если разобраться, между ними мало общего.
Вера — понятие фундаментальное. Все остальное, по идее, должно строиться на ней.
Однако, так ли это на самом деле?
Как мне кажется, действительно верующему человеку никакие религии или, тем более, институты, типа церкви, не нужны. Он ощущает Бога в своем сердце и общается с ним напрямую. Если нет, непонятно, на каком основании верить другим людям. Не думаю, чтобы Бог нуждался в посредниках или исполнителях своей воли среди людей.
Меня давно занимает вопрос, почему верить в Бога — означает ему поклоняться?
Рассуждая логически, верить — значит осознавать, что за пределами нашей реальности есть какое-то высшее существо, с которым, возможно, мы можем как-то общаться, хотя, и не обязательно.
А может и не существо, а какое-то другое, непостижимое для нас понятие.
Поскольку существо высшее, вряд ли мы можем осознать его нашим обычным сознанием, а, следовательно, понять, что оно от нас хочет. Или вообще ничего не хочет. Оценивает ли оно нас с точки зрения Добра и Зла. И вообще, совпадают ли его понятия добра и зла с нашими.
Теме Бога посвящено множество трудов, научных и богословских. В одних очень убедительно доказывается, что он есть, в других, не менее убедительно — что его нет.
Вот что интересно. В мире сейчас , впрочем, как и раньше, множество религий. Но если раньше они как-то мирно уживались (я читал, что римляне, например, добавляли в свой сонм новых богов из завоеванных стран), то сейчас, если не враждуют, то находятся в напряженном состоянии по отношению друг к другу. Во всяком случае, поклонники каждой религии считают только ее истинной. Даже, если верят в одного и того же бога. Например, христиане. Бога признают одного, а конфессий целая куча. И каждая считает других еретиками. Что раздражает до такой степени, что устраивают войны, убивают друг друга. Ну, или раньше убивали. Это притом, что все верят в Бога самого доброго, милостивого и т.д. Как-то странно совершать убийства во славу того, кто пропагандирует смирение, призывает подставлять другую щеку, если ударили по одной.
Наиболее продвинутые считают, что Бог один, просто является всем по-разному. Ну, или понимают, его все по-разному. Одни правильно — другие нет.
Что мешает построить единый храм всем богам сразу. Или всем обличиям одного Бога?
Все религии призывают к смирению и терпимости, но почему-то, их адепты считают, что эти славные понятия необходимо защищать жесткими, а, возможно и силовыми методами.
Помнится, меня поразила интерпретация моей покойной бабушкой известного призыва «возлюби ближнего как себя самого». Я-то по наивности считал, что это означает призыв ко всем людям любить друг друга. Однако, оказывается, «ближний» — это не просто человек, а тот, кто тебе близок, кто находится с тобой в одной семье, одном сообществе, скорее всего, в одной конфессии.
Получается, если «на нем креста нет» или крестится не теми пальцами, то это уже не ближний. И возлюбить его не только не обязательно, но даже и не нужно, поскольку, в какой-то степени, это враг.
Однако, кто же все-таки (или что же все-таки) такой Бог? Есть он или нет его? Насколько нужны, церкви, религии, конфессии и т.д.?
Впрочем, относительно церквей и религий все достаточно понятно. Я имею в виду не с точки зрения истинности веры, а если их рассматривать как общественные институты. По большому счету, они помогают сплачивать общество, способствуют появлению тех или иных моральных и нравственных принципов, ну, и помогают политикам в их борьбе за власть. Не знаю, в какой степени это хорошо, в какой — плохо. И есть ли этому альтернатива.
Что касается самого Бога, то тут есть множество теорий.
Одна из самых привлекательных — «Бог — это Любовь». То есть, все, что в нас есть хорошего, это и есть Бог. Это, получается, не какая-то личность «по образу и подобию», а глобальное понятие, нечто типа сети, где все мы что-то типа узлов. Как Интернет. Если дальше следовать этой параллели, узлы с одной стороны подключены к сети, а с другой — сама сеть и состоит из этих узлов.
Если это так, то получается, что Бог без людей существовать не может. Есть же теория, что боги создаются совокупной верой людей в них. Чем больше людей и чем сильнее вера, тем могущественнее Бог. При этом возникает, конечно, вопрос, откуда тогда взялся человек. Теории эволюции, типа Дарвинской, мне кажутся весьма сомнительными.
Говорят, что случайное совпадение факторов, при которых самопроизвольно появится ДНК, на несколько порядков менее вероятно, чем случайное создание романа Война и мир при произвольном рассыпании из мешка типографского шрифта .
У меня по этому поводу когда-то давно, еще в советское время, появилась теория, описание которой, я почему-то нигде не встречал и которая, похоже, является вредной как для атеистического, так и теологического восприятия жизни.
Суть ее в том, что если материя бесконечна и вечна в пространстве и времени, то вероятность появления разума, как бы она ни была мала, все равно равна единице. И опять, же, любая часть бесконечности — тоже бесконечность. Что следует из элементарной математики. А раз так, то разум во Вселенной — вечен, то есть развивается бесконечное количество времени.
Уровень его развития, а также масштабы деятельности за миллиарды лет мы представить не в состоянии в принципе. Мы не можем постичь его логику, и цели его деятельности.
Но что мне, лично, кажется абсолютно очевидным, вероятность того, что жизнь и разум, в нашем понимании, были созданы им, неизмеримо выше, чем , что это произошло благодаря «слепым» силам Природы.
К чему все эти рассуждения?
Единственно, что могу сказать, что если и пытаюсь кого-то в чем-то убедить, то только себяJ
С моей точки зрения вера в Бога необходима, хотя, под словом «Бог» я понимаю, скорее, какое-то условное понятие.
Необходима, потому что напрямую связана с понятиями бессмертия, жизни после смерти, добра и зла.
Религий много, содержащиеся в них утверждения, порой, противоречат друг другу. И нет никаких доказательств, что одна, более истинна, чем другие.
Раз так, то можно выбрать ту, которая больше нравится или из каждой взять то, что больше нравитсяJ
Мне, например, нравится утверждение (Шри Ауробиндо, кажется), что в промежутке между многочисленными рождениями на Земле или в каких-то еще мирах, мы находимся в состоянии невероятного блаженства, по сравнению с которым самые большие удовольствия в физическом мире — все равно мучения.
Что Бог (или Высший разум) — настолько духовно совершенное существо, что понятия наказания, гнева, даже просто недовольства, ему абсолютно чужды. Поэтому опасаться нужно только самого себя — своей злобы, зависти, ненависти, жадности и т.д., поскольку именно эти низменные чувства и желания мучают человека при попадании его «на небо», а не кто-то извне.
Что все на Земле — от Бога и потому не может его гневить.
Из всего этого для меня следует:
Верить в Бога — значит жить с Богом в душе. Надо быть честным, добрым, терпимым к другим людям, любить ближнего (независимо от его вероисповедания), тогда тебе обеспечено Царствие Небесное.
А всякие церкви, ритуалы, символы, обряды? Помогают жить — хорошо, нет — не стоит за них цепляться. Если они и нужны, то, уж, явно не Богу.
Каждый из нас индивидуален, нам не нужно выделятся, за нас это сделала природа, ведь нет двух совершенно одинаковых людей, каждый чем то выделяется/отличается.
браво, автору! браво! разложил все как надо по полочкам..
A вообще, даже ап. Павел писал, что Бог — голова, а человечество тело, только те христиане, кто так не считают, и не являются людьми верующими. В основном, видимо, про таких автор и пишет в этой статье.. Чтож, хочется пожелать тебе успехов в твоем нелегкой изыскании! Еще раз, браво!