Свобода и иллюзии

Свобода всегда считалась чем-то самым ценным для человека.  Во все века за нее сражались и умирали. Ради нее часто жертвовали всем, порой, даже жизнью.  Это слово на знаменах любых революционных сил, даже, если их победа приводит к еще большему порабощению тех, за чьи интересы они, якобы, борются.

Все любят это слово, но мало кто, как мне кажется, понимает, что оно означает.

Я, конечно, не пытаюсь выступить в роли мудреца, понимающего того, чего не понимают другие, просто захотелось порассуждать о парадоксальности этого, всем хорошо известного понятия.

Итак, что же такое свобода?

Помнится, в далекие времена, хитрая советская пропаганда довольно умело противопоставляла западным понятиям свободы человека, свободу народа. Типа, наш советский народ был свободным и гордым, никто его не мог поработить, в отличие  от многих других народов, являющихся, по сути, колониями злобных американских и прочих империалистов.

То, что практически каждый конкретный гордый советский человек жил  практически в нищете, за железным занавесом, под жестким политическим и идеологическим давлением, когда, буквально, за одно неправильное слово можно было угодить за решетку, ограничением свободы, почему-то, не считалось.

В середине прошлого века прокатилась череда национально-освободительных движений многих стран Азии и Африки, в результате чего они стали независимыми государствами, сбросив, так сказать, оковы колониализма.  Этому рукоплескало все прогрессивное человечество.

Правда, почему-то, после этого в освободившихся странах, вдруг, возникли всякие людоедские режимы, разразились многолетние войны, упал уровень жизни и т.д. И, как-то сомневаюсь, что каждый конкретный гражданин такой страны почувствовал себя свободнее.

Получается, свобода – понятие весьма многогранное и противоречивое.

Есть ли она вообще?

По большому счету, трудно представить себе, чтобы свобода в одном, в чем-то не ограничивала свободу в другом. Или, чтобы свобода одних не ущемляла свободу других.

И главное, где и как ее искать.

У большинства есть несколько стандартных критериев свободы. Например, собственное дело. Действительно, работаешь на себя, не зависишь ни от какого начальства и т.д. Выглядит заманчиво, и многие, действительно считают себя свободными и независимыми, особенно, если дело идет удачно.  Однако, если посмотреть со стороны, то так не кажется. К примеру, один мой знакомый занимался делом, приносящем ему (по моим меркам) очень большой доход. Он был доволен и горд собой, но у меня, глядя на него, зависти не возникало.  Ему приходилось каждый день быть на работе с восьми утра и чуть ли не до полуночи. При этом нельзя было уйти в отпуск или заболеть, поскольку конкуренты не дремали.

Пример, может быть, не совсем типичный, но показательный.  Стремясь уйти от одной зависимости, неминуемо попадаешь в какую-нибудь другую.

Даже просто большое количество денег без необходимости работать, таит в себе ловушки. Наверняка найдется куча недоброжелателей и завистников, покушающихся на твое добро или просто испытывающих ненависть к “проклятому буржую”.

Многие, наверное, с завистью смотрят на кортежи дорогих машин с мигалками, перемещающие бренные тела олигархов и прочих богатых и могущественных властителей нашего мира, но лично меня, необходимость постоянно находиться под охраной, совсем не радует. Особенно не радует, если под охраной должны находиться мои родные и близкие.

По большому счету, уверенность, что если ты богат, знаменит и могущественен, значит, всем обладаешь, все в твоей власти – иллюзия. Если у тебя всего много, то реально, ты принадлежишь этому, а не оно принадлежит тебе.  Так что, богатство, могущество, слава, власть и т.д. – совсем не означает свобода.

Как ни странно, в определенном смысле, бомжа можно в большей степени считать свободным человеком, чем олигарха. По большому счету, он не зависит  от людей. Ему ни до кого нет дела, и никому нет дела до него.

Не знаю, в какой степени, можно рассматривать свободу без независимости. Многие, как мне кажется, ставят между ними знак равенства.  По крайней мере, если речь идет о независимости одного человека от других.  В случае олигарха – зависимость очень высокая. Вообще, чем выше социальный статус человека, тем больше его зависимость от других людей.  То, что он властвует над этими людьми, управляет ими – во многом иллюзия. Если вдруг, он перестанет их устраивать, то вряд ли долго продержится.

Бомж от людей не особо зависит, благодаря их равнодушию к нему, но зависит от множества других факторов – погоды, климата, наличия еды и т.д.  Главный же фактор, заставляющий бомжа чувствовать себя свободным, мешающий отказаться от бродяжьего образа жизни, даже при наличии такой возможности – безразличие к себе самому, своей жизни.

Вообще, как ни рассуждай, свободным или несвободным человек может быть только внутренне.

Каковы бы ни были обьективные  факторы твоего существования, свободен ты лишь в том случае, если таковым себя считаешь. Или правильнее сказать, ощущаешь.

Если стремишься к абсолютной свободе, в первую очередь, надо избавиться от всех страхов, в том числе, от страха смерти, а также научиться управлять своими желаниями.

Еще один очень важный вопрос – насколько нужна свобода, какая нужна свобода и сколько ее нужно.

Нужно ли быть свободным от страха за близких и сострадания к ним, от угрызений совести, понятий порядочности, любви?

Кто его знает? Наверное каждый решает сам.

 

 

Свобода и иллюзии: 2 комментария

  1. В советское время свобода толковалась как осознанная необходимость, а не как фантазия автора.

    • Вообще-то, выражение “Свобода есть осознанная необходимость”, принадлежит Спинозе, который жил в семнадцатом веке. Так что, это отнюдь не порождение советского времени. Толковалась она, в основном, на занятиях по марксистской философии, которые многие очень не любили как пустую трату времени:)
      С другой стороны, никто никому не может запретить трактовать те или иные понятия в соответствии с собственными представлениями о них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>