Знание-сила

Мало кто сомневается, что образование в наше время играет большую роль.
Но что такое образование?
Я бы сформулировал его как курс обучения, подтвержденный определенными документами, например, дипломом. То есть, образование – понятие, в общем-то,  формализованное. Например, про человека даже блестяще подтвердившего в процессе трудовой деятельности или еще как-то, уровень своих знаний и умений, но не имеющего диплома, никто не скажет, что это человек с высшим образованием.
Похожее понятие «образованность» имеет более широкий смысл. Про кого-то, поразившего Вас своей эрудицией, знаниями, Вы никогда не скажете, что он необразован, даже, при отсутствии диплома.
Собственно, к чему это я?
Просто, вдруг, подумалось о парадоксальности  образования, образованности, знаний, обучения и т.д.
Казалось бы, все ясно и понятно.
Хочешь стать хорошим специалистом – выбирай учебное заведение, учись, получай знания, диплом. И тебя везде примут с распростертыми объятиями.
Однако, все выходит не так просто.
Не открою Америки, если скажу, что не все, получившие, диплом или сертификат, получили заодно и знания. Кто-то  их купил, кто-то кое-как просидел в институте, занимаясь лишь пару дней перед экзаменом, и сдавая его с помощью шпаргалок и подсказок, кто-то еще как-то исхитрился. В результате мы получаем никудышных специалистов,  и потому у нас все так плохо.
Задам парадоксальный вопрос. Насколько такое получение документа плохо или хорошо или, иначе, справедливо или несправедливо?  И почему такое положение дел имеет место? Ответ на второй вопрос достаточно очевиден. Происходит так потому, жизнь нашего общества сильно формализована, и, следовательно, большинство решений принимается по формальным признакам. Нуженчеловек с высшим образованием – пусть покажет диплом. Покажет ли потом знания и умения – как говорится, там видно будет.
А,  вот, вопрос,  справедливо ли, что человек получает диплом, не имея знаний -значительно сложнее.
Посмотрим с другой стороны. Справедливо ли, что специалист со знаниями, но без диплома, не может рассчитывать на соответствующее своим знаниям, место и карьерный рост? Конечно, логично было бы подтвердить свои знания, получив диплом.
Однако, не так просто. Не слышал, что можно куда-то прийти, продемонстрировать знания и получить заветные корочки. Мало того, что надо потратить кучу времени и денег (которых может и не быть) на прохождение не очень нужного, в данном случае, курса обучения, так потребуется учить еще и то, что исходя из опыта работы, этому специалисту вообще не нужно.
получается, в этом случае,  покупка диплома, хоть  и противозаконный, но не очень предосудительный, поступок.
Если в конце концов откроется , что диплом не настоящий, его обладателя ждут нешуточные неприятности, пусть он в процессе работы и подтвердил свою проф.пригодность.
Я неоднократно слышал о случаях, когда кто-то много лет работал на каком-нибудь ответственном посту, а потом выяснялось, что учебу , соответствующую имеющемуся у него диплому, не проходил. Человека с позором выгоняли , а, может, и, сажали. За мошенничество .
Получается, сначала, все считали, что специалист справляется со своими обязанностями, а потом, вдруг,оказалось, что не справляется?
Есть еще некоторые моменты.
Не знаю, как сейчас, но когда я учился, куча изучаемых предметов была явно лишней, что позже и  подтвердилось. Еще было очевидно, что многие преподы, возможно, замечательные специалисты, профессора, кандидаты и т.д.,  преподавать, явно, не умели. Ну, еще понятно, если предмет уникальный, и никто, другой поделиться знаниями  не сможет. Но ведь есть предметы достаточно стандартные, преподаваемые во множестве ВУЗов. Почему по ним нельзя выпустить видеокурсы или еще какие-то пособия для самостоятельного обучения? Можно возразить, что при прослушивании лекции в аудитории, есть контакт с преподавателем, можно задавать вопросы и все такое. Но это, скорее, иллюзия. Когда присутствует несколько десятков человек, а лектор должен уложить заданное количество материала в четко определенное время, тут уж не до вопросов. Видео же можно просматривать сколько угодно раз.
Как известно, уже существуют учебные заведения с дистанционным обучением, но, подозреваю, относятся к ним с некоторым недоверием. Главное же, что стоимость этого обучения, как правило, не сильно отличается от обычного.
Собственно, я не пытаюсь очернить существующую систему образования.  Многие не могут нормально учиться, как, впрочем, и работать, если кто-то не стоит за спиной и не погоняет.
В современном обществе все должны быть при деле, в том числе и те, кто работает в различных учебных заведениях.
Ну, и, конечно, было бы замечательно, чтобы дипломы и сертификаты соответствовали тем знаниям, за которые они получены, и, естественно, оправдывали затраты на обучение.
Настораживает, лишь, что принудительными, силовыми методами пытаются добиться того, что должно получаться естественным образом, исходя из логики жизни, работы, учебы и много другого.

 

 

Добавить комментарий