Предательство

Недавно наткнулся на книгу некоего  Кадетова под названием “Выстрел по ледоколу”. Книга эта посвящена разоблачению небезызвестного Виктора Суворова или,  по-настоящему, Владимира Резуна. Ледокол Суворова, наверное, читали многие. Там описывается версия автора о  причинах начала и хода Великой отечественной войны. Лично мне книга понравилась.  Не могу судить о ее достоверности, но логика написания показалась убедительной, со ссылками, в основном, на открытые материалы. Правда, существуют ли эти материалы в действительности, я не проверял. Опять же, выглядит все больше, как выводы , сделанные автором, его мнение, а не безапелляционное утверждение.

Критики Ледокола разбивать логические построения Суворова особо не удосуживаются — либо просто клеймят позором, называя лжецом и клеветником, либо, на худой конец, находят несоответствия в описании всякой бронетехники и прочих железок.

Из опуса Кадетова я осилил лишь несколько первых страниц. Возможно, дальше у него более интересно и более убедительно доказывается, какой Резун  мерзавец и подлец, наймит иностранных разведок и, даже, книги его, на самом деле, написаны британскими спецслужбами.

Пускаться в рассуждения по этому поводу,  особого желания нет.

Я собственно, о другом.

Кадетов, судя по книге, был (или есть) офицером ГРУ, то есть коллегой Суворова. Жизнь и деятельность его, по сведениям из Интернета, до сих пор засекречена , так что, нет полной уверенности, что такой чел существует на самом деле.

В книге мое внимание привлекло слово “предатель”, которое уже на первых страницах встречается множество раз. Предателей много. Помимо  Резуна, там еще Горбачев, Ельцин, проклятые демократы в целом и всякие космополиты, плохо любящие родину.

Слово это на прочитанных страницах попадалась на глаза столь назойливо, что захотелось поразмышлять на тему, что же такое предатель и предательство вообще.

Складывается впечатление, что слово это любят в первую очередь, те, кто не любит законы, кто живет вне закона, над законом или еще как-то в этом роде.

Бандиты, террористы, революционеры и те же разведчики. Недаром Кадетов в своей книге выразил возмущение , что кто-то усомнился, стоит ли клеймить таким образом человека, если нет решения суда.

Еще мне понравилось возмущенное высказывание автора: “Во всех этих рассуждениях о предательстве четко проводится мысль, что предательство можно оправдать, если предают то, что ненавидят и борются за то, что любят. Удобная формула предательства”.

Лично мне эта формула  кажется вполне  логичной, хотя, непонятно, что значит оправдать? В суде? Не знаю, есть ли такой юридический термин “предательство”.

Предательство всегда подразумевает вопрос — кого? Нельзя просто предать, можно предать кого-то, на худой конец самого себя.

А можно ли предать того, кого ненавидишь или просто кого никогда не любил?

В любом случае, мне кажется, предательство имеет место лишь в том случае, если нарушены  собственные, добровольно взятые на себя обязательства.  Добровольными их можно считать только тогда, когда принятие  этих обязательств не дает каких-то существенных преимуществ в работе или еще где-то, а отказ от их принятия не несет неприятностей.

Например, принятие воинской присяги в армии по призыву, мне кажется полной профанацией.  Чем, кроме бреда, можно считать клятву  под дулами автоматов, ну, или под угрозой загреметь в тюрьму за уклонение от воинской службы.

Кстати, появилась забавная мысль.

Все много раз слышали о тех, кто уклонялся от службы или просто отказывался служить, но ни разу – кто служить не отказывался, но отказывался принимать присягу. При этом, если воин дезертировал или совершил что-то нехорошее, то говорят чаще всего о том, что он нарушил воинскую присягу.

То есть, если нарушил закон – преступник, а присягу – предатель. Вроде бы, даже, за одни и те же проступки наказание после присяги строже, чем до нее.

Какой-то цирк.

Можно, конечно, присягу рассматривать как некую подписку о неразглашении, типа как в закрытых учреждениях. Типа, никого не волнует, обязуешься ты разглашать или нет. Главное, тебя ознакомили, с порядком и правилами, и ты подписался, что с ними знаком. Но для этого не обязательно устраивать шоу.

Почему Ельцина или Горбачева называют предателями значительно чаще, чем Сталина или Ленина?  Хотя, может, и правильно. Хоть последняя парочка и принесла неисчислимые бедствия российскому народу, но она его не предавала, поскольку предать можно лишь то, что до этого любил, во что верил. Ельцин и Горбачев предатели, если действительно  верили в то, что предали.

Но тогда, понятие “предательство” вообще несет непонятный смысл. Главное, возникает вопрос, всегда ли это синоним “плохо”, или “зло”?

Какой-нибудь фашистский генерал, начавший работать на советскую или американскую разведку, или член ОПГ, сдавший своих подельников ментам, несомненно предатели, но осуждения они у нас не вызывают.

Предательство носит, в основном, эмоциональный оттенок, поэтому, мне кажется, этот термин неуместен в лексиконе официальных лиц и, тем более, в законах. Не знаю, встречается ли он в законах как таковой, но до недавнего времени, а может, и сейчас, там фигурировал его синоним “измена”.  Например, “государственная измена” или “измена родине”.  Мне кажется, такие термины размывают закон, делают его менее четким.

Ведь есть же куча всяких законов, описывающих любое противоправное действие. Слово же “измена” – скорее, из “понятий ”, чем законов. Оно как бы подчеркивает, что правонарушение совершено гражданином данной страны, а потому заслуживает более серьезного наказания.

Возвращаясь к “предателю” Суворову.  А что, собственно, он предал? Страну, которой уже не существует?

В этом плане, у нас как и везде свой путь.

В Германии резко отмежевались от своего фашистского прошлого, признали ошибки и все такое.

В Китае Мао Дзе Дуна продолжают почитать, считать отцом нации, великим кормчим,  несмотря на то, что он натворил.

У нас непонятно что. Мы и клеймим большевиков за их зверства, и в то же время считаем себя наследниками великой страны —  Советского союза.  Признаем вину Ленина, но продолжаем хранить его в мавзолее.

С одной стороны, вроде бы, плюрализм мнений, а с другой – полная каша. В этом плане, термин “предательство ” очень удобен. Им может клеймить кто угодно, кого угодно.

И все, по-своему, правы!

 

Добавить комментарий